Подобных неточностей и неучтенных факторов в тексте письма достаточно, чтобы сделать вывод о недостаточной компетентности автора в рассматриваемых вопросах. В восьмых – Вы пишите: Необходимо также отметить ряд неточностей в письме Е.М. Осинцева и неверное толкование и использование некоторых экономических терминов, что указывает на низкую компетентность автора письма в вопросах экономики. Так резервы Центрального Банка используются в том числе и для регулирования курса национальной валюты в периоды пиковых продаж, а уровень инфляции зависит, в том числе, от потребительских расходов и стимулирование спроса за счет введения «горячих бонов» не снизит инфляцию, а наоборот, может ее чрезмерно увеличить. Кроме того, установлена зависимость между уровнем занятости населения и уровнем инфляции, согласно которой при снижении уровня безработицы ниже 5,5% начинается инфляция, а при полной занятости есть риск возникновения гиперинфляции. Соответственно, полная занятость населения, на которую уповает автор письма, является нецелесообразной и недостижимой. Неверно автор трактует и дефолт 1998 года, говоря об изменении товарной массы, в то время как причиной кризиса стало обесценение государственных ценных бумаг, что и повлияло на курс национальной валюты и состояние банковской системы, большая часть резервов которой была номинирована в ГКО. Подобных неточностей и неучтенных факторов в тексте письма достаточно, чтобы сделать вывод о недостаточной компетентности автора в рассматриваемых вопросах. Кроме того, автором письма приводятся ссылки на экономические исследования середины – конца прошлого века без учета современного развития экономической науки и тенденций развития мировой и отечественной финансовой системы. Основываясь на вышеперечисленных аргументах, считаем предлагаемую экономическую программу введения «горячих бонов» нецелесообразной и не соответствующей современному развитию экономической и финансовой системы.
Ну раз мы перешли на личности, говоря про низкую компетентность автора письма в вопросах экономики, ну что же, теперь моя очередь, высказаться про Ваших экспертов. Итак резервы Центрального Банка используются в том числе и для регулирования курса национальной валюты в периоды пиковых продаж – кто бы сомневался! А я разве ставил этот факт под сомнение? Я в своей теме касался только одной функции Центрального Банка – осуществление денежной эмиссии, или введения в оборот Рублей. Я описывал этот механизм, как выдачу кредитов коммерческим банкам, обозначая все их сообщество словом – Банки, при этом опуская проценты по таким кредитам, для удобства при показе на упрощенных примерах. А проценты по таким кредитам называются – Учетной Ставкой Рефинансирования. Или я не прав? Но ведь есть же еще и другие функции ЦБ! – скажут мне Ваши эксперты. Ну что же, блеснем знаниями:
Основные функции Центрального банка Российской Федерации. Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе. Деятельность Банка России регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами. В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами. Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные главные управления являются обособленными подразделениями, осуществляющими часть его функций на определенной территории. Территориальные главные управления подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров. Высший орган Банка России - Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета директоров. В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18 функций, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять: 1) функция денежно-кредитного регулирования (регулирующая); 2) функция нормативного регулирования (нормативно-творческая); 3) операционная функция; 4) информационно-аналитическ>ая функция; 5) надзорная и контрольная функции. В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции: 1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; 3) выступает кредитором последней инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их рефинансирования. Итак, в данной функции денежно-кредитного регулирования просматривается назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации, выполняющий данную функцию, реализует свое назначение в экономике. Функция нормативного регулирования (нормативно-творческая функция) предусматривает: 1) разработку правил ведения банковских операций; 2) определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; 3) определение правил ведения расчетов в Российской Федерации; 4) разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами. Деятельность Банка России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, дает ему возможность упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, позволяющие им в рамках действующего законодательства осуществлять обслуживание своих клиентов. Операционная функция позволяет Банку России: 1) осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок; 2) управлять своими золотовалютными резервами; 3) обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов. Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют Банку России вести широкий круг деятельности, обслуживать разнообразный перечень потребностей экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям. В соответствии с информационно-аналитическ>ой функцией Банк России: 1) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные; 2) участвует в разработке прогноза платежного Балана страны, организует его составление; 3) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице. Для Банка России данная функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая дает возможность определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности, предоставляемые экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, составляют важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать направления своего развития. Надзорная и контрольная функции возлагают на Банк России: 1) надзор за деятельностью банков и банковских групп; 2) государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их; 3) регистрацию банками эмиссий ценных бумаг; 4) валютное регулирование и валютный контроль. Данные полномочия позволяют Банку России выполнять целевые ориентиры, направленные, в том числе, на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности между ним и коммерческими банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом; оно осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных Банком России, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков (кредиторов). В соответствии с законом Банк России не должен принуждать коммерческие банки выполнять операции, не предусмотренные учредительскими документами, законодательством и нормативными актами. В экономической литературе можно встретить и другие критерии классификации функций Банка России. Среди них функции в зависимости от направлений его деятельности. Здесь выделяются функция хозяйственной деятельности и функция административной деятельности, которые в свою очередь состоят из организаторской функции (организация и управление денежным обращением) и функции защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков (кредиторов). По степени важности предпринята попытка разделить функции на основные и дополнительны. К основным относят те, без которых невозможно выполнение основной задачи центрального банка (сохранение стабильности денежной единицы). В свою очередь эта функция подразделяется на регулирующую, контрольную и обслуживающую. Дополнительные функции в этом случае содействуют решению основной задачи. Помимо рассмотренных функций, в литературе можно встретить также упоминание о функциях: осуществления денежной эмиссии и организации денежного обращения, организации взаимодействия с органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также с кредитными организациями. К сожалению, две последние позиции с экономической точки зрения вряд ли можно отнести к функциям, поскольку они не выражают специфики деятельности центрального банка; подобного рода направления деятельности свойственны и другим институтам Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. - М.: КНОРУС, 2006. - стр.77.. Функция, в юридическом отношении трактуемая как направление деятельности, предполагает осуществление ряда операций и сделок. В рамках установленных законом функций и достижения поставленных целей и задач Центральный банк Российской Федерации: - проводит операции по выпуску денег в обращение; - предоставляет кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; - покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; - покупает и продает облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты; - покупает и продает иностранную валюту, а также платёжные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; - покупает, хранит, продает драгоценные металлы и иные валютные ценности; - проводит расчётные, кассовые и депозитные операции, принимает на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы; - выдает поручительства и банковские гарантии; - осуществляет операции с финансовыми инструментами, используемые для управления финансовыми рисками; - открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и территориях иностранных государств; - выставляет чеки и векселя в любой валюте; - осуществляет другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике Статья 46 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», см. Сборник Законов Российской Федерации. - М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006.. Помимо всего указанного следует отметить, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации. Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе. Таким образом, список операций, осуществляемых Центральным банком очень велик, однако, соблюдая закон, Банк России не имеет права: - осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензий на проведение банковских операций, и физическими лицами; - приобретать акции кредитных и иных организаций (за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России) - проводить операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций; - заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России; - пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров Статья 49 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», см. Сборник Законов Российской Федерации. - М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006.. Операции, выполняемые центральным банком, можно классифицировать в зависимости от определенных критериев. По своей природе банковские операции подразделяются на банковские и небанковские. Это положение распространяется и на операции центрального банка. К банковским операциям центрального банка относятся те, которые закреплены за ним как за особым денежно-кредитным институтом. небанковскими операциями в этом случае будут те, которые он выполняет наряду с другими параллельно функционирующими институтами. Например, центральный банк может выдавать поручительства, осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками, покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; эти операции выполняют и другие экономические субъекты. По содержанию операции центрального банка можно подразделить на экономические, юридические, технические, охранные. Будучи экономическим институтом центральный банк выполняет прежде всего экономические операции, которые, конечно, требуют определенного юридического, технического и охранного сопровождения. По характеру выполняемой работы выделяются аналитические, управленческие, контрольные, счетные, бухгалтерские и другие операции. Их характер определяет внутреннюю специализацию сотрудников банка, а иногда структуру внутрибанковского управления (в частности образование департамента бухгалтерского учета и отчетности). По планированию деятельности можно выделить операции стратегические и тактические. Стратегической операцией будет, например, их совокупность по формированию «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года». К числу тактических операций можно отнести операции, каждодневно выполняемые центральным банком. (Например, установление ежедневного курса рубля по отношению к различным валютам иностранных государств.) По этапам осуществления операции центрального банка подразделяются на первоочередные и последующие. Так, осуществляя рефинансирование, центральный банк в первоочередном порядке изучает надежность обеспечения, представленного в форме соответствующих ценных бумаг, их соответствия установленному перечню, и лишь впоследствии предоставляет временную финансовую помощь. По периодичности совершения операции центрального банка можно подразделить на единовременные (разовые) и многоразовые (повторяющиеся). Единовременными в рамках определенного периода можно, к примеру, считать операции по деноминации, выпуску в обращение новых денежных купюр и монет; к многоразовым - операции по обмену иностранной валюты, по приему и выдаче наличных денег (кассовые операции) и др. По отношению к национальному рынку операции делятся на внутренние и международные. К внутренним принято относить все те операции, которые банк совершает по поручению отечественных клиентов, к международным - все то, что связано с обслуживанием внешней торговли и международных валютно-кредитных отношений. По используемой валюте операции могут проводиться в национальной валюте, валюте иностранных государств и с использованием комбинации валют (мультивалютные операции). По отношению к балансу банка выделяют активные, пассивные и забалансовые операции. Решающий удельный вес в активах Центрального банка Российской Федерации на конец 2006 года занимали средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги, выпущенные нерезидентами. На их долю приходилось 93,6% всех активов. В основном это долговые обязательства Казначейства США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Бельгии и других зарубежных стран. Среди ценных бумаг Правительства Российской Федерации преобладают облигации федеральных займов (ОФЗ). Наибольшая доля пассивов Центрального банка Российской Федерации на конец 2006 года приходится на денежные средства, сосредоточенные на его счетах (60,8%), и наличные деньги в обращении (33,4%) Источник: официальный сайт Центральный банк Российской Федерации: http://cbr.ru. По итогам 2006 года прибыль Банка России составляла 19,1 млрд. руб. В основном она была получена за счет доходов от размещения валютных резервов, а также доходов по его операциям с государственными ценными бумагами. В соответствии с российским законодательством Банк России перечисляет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, в федеральный бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении Банка России, направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. Заключение. Подводя итог можно отметить, что Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Список литературы использованный мной, для написания этого раздела: 1. Федеральный Закон от 10.06.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». (в редакции) 2. Федеральный закон от 2.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». (в редакции) 3. Алексашенко С., Астапович А., Клепач А. Российские банки после кризиса // Вопросы экономики. - 2000. - №4. 4. Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. - СПб: Питер, 2001. 5. Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга I. - М.: ДеКА, 2001. 6. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2001. 7. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. - М.: Спарк, 2001. 8. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М.: Моск. независимый ин-т права, 2003. 9. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации: сб. статей / под ред. П.Д. Баренбойма. М.: Юстицинформ, 2000. 10. Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. - М.: КНОРУС, 2006. 11. Симановский А.Ю. Надзорная и контрольная функции Банка России: краткий экскурс // Деньги и кредит. 2005. № 5. 12. Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. - М.: Консалтбанкир, 2006. 13. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru
|