Каспар Давид Фридрих, «Исполинские горы» (ок. Темы для письменных работ в первом семестре (нужно выбрать одну из двух тем, предложенных вашей группе): Группа 1. 1. Трактовка головы в древнеегипетской и древнегреческой скульптуре на примерах «Голова статуи царицы Мутнеджмет в образе богини Мут». XIV в. до н.э. (Музей РГГУ, зал 3 этажа) и головы богини с восточного фронтона Парфенона («голова Лаборд»), 440-е гг. до н.э. (Музей РГГУ, зал 5 этажа). 2. Построение формы и пространства в пейзажах Камиля Коро, «Вечер» (1850-1870) и Поля Сезанна, «Акведук» (1885-1887) (оба – Галерея искусства XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина). Группа 2. 1. Стилистическая эволюция в древнеегипетском искусстве периода Среднего и Нового царств: сравнение «Танисского сфинкса» (фараон Аменемхет III в образе сфинкса), XIX в. до н.э. и «сфинкса царицы Хатшепсут, узурпированного Тутмосом III», XV в. до н.э. (оба – Музей РГГУ, зал 3 этажа). 2. Раскрепощение цвета и формы в живописи импрессионизма: сравнение «Женского портрета» Александра Кабанеля (1852) и «Портрета Жанны Самари» Огюста Ренуара, (1877) (оба – Галерея искусства XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина). Группа 3. 1. Трактовка головы в месопотамской и египетской скульптуре: сравнение «Головы Гудеа», XXII в. до н.э. (Музей РГГУ, зал 4 этажа) и «Головы Псамтиха I», VI в. до н.э. (Музей РГГУ, зал 3 этажа). 2. Приемы построения и интерпретации образа в камерном портрете конца XVIII в.: сравнение «Портрета Урсулы Мнишек» Д.Г. Левицкого (1782 г.) и «Портрета М.Лопухиной» В.А. Боровиковского (1789 г., оба портрета в ГТГ). Группа 4. 1. Композиционные приемы в иконописи. Сравнение «Троицы» Андрея Рублева (1420-е гг.) и псковской иконы «Троица Ветхозаветная», кон. XV – нач. XVI вв. (обе иконы в ГТГ). 2. Особенности композиции и построения формы в натюрмортах «Завтрак» П. Клааса (Голландия, XVII в., ГМИИ им. А.С. Пушкина, основная экспозиция) и «Персики и груши» Поля Сезанна (Франция, 1888 г., Галерея искусства XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина). Группа 5. 1. Мужская голова в древнеегипетской и древнегреческой скульптуре: сравнение «Головы Монтуэмхена», VIII в. до н.э. (Музей РГГУ, зал 3 этажа) и «Головы дискобола» (тип Ланчелотти), сер. V в. до н.э. (Музей РГГУ, зал 5 этажа) 2. Мотив горного пейзажа в живописи XIX в. Каспар Давид Фридрих, «Исполинские горы» (ок. 1810) и Поль Сезанн, «Равнина у горы Св. Виктории со стороны Валькро» (1879-1880; обе картины – в Галерее искусства XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина). Группа 6. 1. Образ фараона в древнеегипетском искусстве периода Древнего и Нового царства: сравнение статуи Хефрена, XXVI в. до н.э. (Музей РГГУ, зал 1 этажа) и фрагмента Колосса Рамзеса II с о-ва Элефантины, XIII в. до н.э. (Музей РГГУ, зал 3 этажа). 2. Городской пейзаж в живописи начала XIX в. Алексеев Ф.Я. «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810) и Щедрин С.Ф. «Новый Рим. Замок св. Ангела» (1825) (оба пейзажа в ГТГ). Группа 7. 1. Приемы создания и стилизации образа в византийских мозаиках и древнерусской иконе. «Св. Дмитрий Солунский», мозаика, Киев, 1108-1113 г.и «Св.Георгий», Новгород, 30-е - 40-е годы 12 в. (оба произведения в ГТГ). 2. Изобразительные и выразительные возможности пейзажного жанра: Каспар Давид Фридрих, «Исполинские горы» (ок. 1810 г.) и Гюстав Курбе, «Хижина в горах» (ок. 1874 г.; обе картины – в Галерее искусства XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина). Группа 8. 1. Композиционные особенности построения повествовательных икон «Битва новгородцев с суздальцами» (Чудо от иконы «Знамение»), Новгород, сер. 15 в. и «Благословенно воинство Небесного Царя», Москва, 1550-е гг. 2. Приемы построения портретного изображения в живописи 1 половины XIX в. Кипренский О.А. «Портрет В.А.Жуковского», 1816 и Брюллов К.П. «Портрет А.Н.Струговщикова», 1840 (оба портрета в ГТГ). Группа 9. 1. Приемы построения пейзажа в творчестве С.Щедрина. На примере картин С.Щедрина «Малая гавань в Сорренто», 1828 г. и «Берег в Сорренто с видом на о. Капри», 1829. (Обе в ГТГ). 2. Приемы построения скульптурного портрета в искусстве барокко и неоклассицизма. Растрелли Б.К. «Портрет неизвестного», 1732 (бронза) и Шубин Ф.И. «Портрет Павла I», 1800 (бронза). (Оба портрета – в ГТГ.) Группа 10. 1. Парадный портрет в русской живописи XVIII в. Ведекинд И.Г. «Портрет царя Михаила Федоровича», 1728; Антропов А.П. «Портрет Петра III», 1762: Боровиковский В.А. «Портрет А.Б.Куракина», 1801-1802 (все портреты – в ГТГ). 2. Композиционные и колористические возможности марины (морского пезажа»): Гюстав Курбе, «Волна» (ок. 1869 г.) и Клод Моне, «Скалы в Бельвю» (1886; обе картины – в Галерее искусства XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина). Группа 11. 1. Художественное решение монумента-стелы в Вавилоне и Египте. Вавилонская «Стела Хаммурапи», XVIII в. до н.э. (Музей РГГУ, зал 4 этажа) и египетская стела Сатрапа 310 г. до н.э. (Музей РГГУ, зал 3 этажа) 2. Передача пространства и трактовка натуры в картинах Я. ван Кесселя «Беление холста», XVII в. (ГМИИ им. А.С. Пушкина) и В. Ван Гога, «Пейзаж в Овере после дождя» (1890). (в Галерее искусства XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина). Группа 12. 1. Приемы построения скульптурного портрета. Шубин Ф.И. «Портрет А.М. Голицина», 1773 (бронза) и Шубин Ф.И. «Портрет Павла I», 1800 (бронза). (Оба портрета – в ГТГ). 2. Смена приоритетов в пейзажной живописи от реализма к импрессионизму: Гюстав Курбе, «Хижина в горах» (ок. 1874 г.) и Клод Моне, «Городок Ветей» (1901 г.; обе картины – в Галерее искусства XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина). Группа 13. 1. Особенности создания портретного образа в итальянском и немецком искусстве XV в. Бенедетто да Майяно, портретный бюст Пьетро Меллини и портрет работы немецкого мастера круга Й. Сирлинга (оба – Музей РГГУ, зал средних веков). 2. Архитектурный пейзаж и пейзажность архитектуры: трактовка архитектурных мотивов в живописи реализма и импрессионизма: Камиль Коро, «Утро в Венеции» (1834 г.) и Клод Моне, «Руанский собор вечером» (1894; обе картины – в Галерее искусства XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина). Группа 14. 1. Сравнение геометрического и ориентализирующего стилей греческой вазописи: геометрическая амфора из Дипилона (VIII в. до н.э.) и амфора из Дипилона мастера Несса, кон. VII в. до н.э. (обе – Музей РГГУ, зал 5 этажа). 2. Различные подходы к трактовке обнаженной натуры: Огюст Ренуар, «Обнаженная» (1876) и Поль Гоген, «Королева» (1896; обе картины – в Галерее искусства XIX-XX веков Музея им. А.С. Пушкина). 3. Группа 15. 1. Сходство и отличия древнегреческого искусства периода архаики и древнеегипетского искусство. Сравнение «Дамы из Оксерра» (Музей РГГУ, зал 5 этажа) и египетской статуи женщины III в. до н.э. (Музей РГГУ, зал 3 этажа). 2. Трактовка натуры в пейзажах Камиля Коро «Вечер» (1850-1870) и Поля Сезанна «Акведук» (1885-1887; обе картины – в Галерее искусства XIX-XX веков Музея им. А.С. Пушкина).
|