Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
[CALENDAR_TITLE]
[CALENDAR]

Главная » Регистрация » ВходВоскресенье
20.08.2017
22:20
Главная » 2010 » Ноябрь » 14 » Как возвращать понимание украинца в Украину?
05:16
Как возвращать понимание украинца в Украину?
Ващенко основой своего учения считал христианскую религию, национальные традиции и общеевропейскую культуру.

Кое-что о педагогическом наследии великого педагога Григория Ващенко

Глубокоуважаемая госпожа Лариса!

Хочу высказать вам и коллективу Вашей газеты сердечную благодарность за освещение болезненных проблем настоящего. Думаю, что мой опыт использования публикаций газеты в русифицированном южном регионе вам будет интересен. Поэтому передаю диск радиопередачи о Евгении Грицяке, сделанной на 80% на материале публикаций газеты «День». Но она не единственная, на Вашу газету я ссылалась в передаче «Джеймс Мейс — исследователь Голодомора», «Лина Костенко и мир ее поэзии», «Офицеры армии УНР» и других своих публикациях и передачах. Наши передачи, инициированные Лигой женщин, выходили на Одесском областном государственном радио последние полтора года под названием «Уважаем борцов за государственность Украины» на общественных началах один раз в месяц (в последнюю среду каждого месяца) длительностью 30 минут. Иногда мы прорывались в цикле передач «Мова як свято», еще один раз — с разрешения областного управления по делам информации облгосадминистрации. Не знаю, прикроют ли наши передачи теперь, когда власть не собирается борцов за государственность Украины уважать, а самостоятельность Украины — беречь.

Вашу газету буду популяризировать, ради этого в 2009 г. выписывала ее русскоязычный вариант. Образцы моей работы передаю. Хочу ваш коллектив заинтересовать личностью большого украинского педагога Григория Ващенко, потому что газета, публикуя интересный материал о советском педагоге А. Макаренко, должна была бы вспомнить и об этой незаурядной в нашей культуре фигуре.

Проблемами патриотического воспитания должна заниматься, прежде всего, школа, контролируемая государством. Ведь мы — постколониальное, постгеноцидное общество. У нас нет достаточного количества национально сознательных работников образования, мы не имеем еще национальной концепции обучения и воспитания молодежи. При том у нас, украинцев, есть особенности психики людей, воспитанных в неволе. Поэтому у нас стереотипное восприятие информации: мы привыкли верить СМИ (по радио или телевизору сказали). И большинство наших людей не задумывается, что СМИ сегодня в основном не работают на государство, а манипулируют сознанием людей по заказу. Поэтому простой украинец до сих пор проникается интересами России больше, чем Украины. Это закономерно, так как за время господства тоталитарной системы (а это равняется периоду трех генераций) украинцы воспитывались в империи, где, по словам Г. Ващенко, «общественная жизнь шла по пути, начерченному проводниками ведущей нации» — то есть русской. За это время причинен большой ущерб в сфере духовной жизни нации, наш народ потерял родной язык, он вытеснялся из общественной жизни, из школы, из церкви; на уровне подсознания украинцам вкладывали мысль об обреченности и авантюрности борьбы за независимость Украины, а сознательным украинцам приклеивались ярлыки «буржуазного националиста», «мазепинца» или «петлюровца».

Как же вернуть сознание украинца в Украину, как воспитывать детей и молодежь так, чтобы они проникались судьбой Украины, делом ее подъема, а не только собственным обогащением, как это наблюдаем сегодня в подавляющем большинстве нашей «элиты»? Как объяснять широкой общественности, что разочарование в полевых командирах Майдана — не конец демократического развития Украины, а лишь небольшая ступень на пути осознания наших национальных бед; что не всегда высокие слова некогда «оранжевых» политиков есть их суть, так как слишком много соблазнов и должностями, и недвижимостью?

Ответы на подобные вопросы мы находим в научных работах педагога и психолога Григория Ващенко. Первой в Украине появилась его книга «Воспитательный идеал», 1994 г., Полтава. Это третье издание, впервые изданное в Мюнхене в 1950 г. по заказу Союза Украинской Молодежи, переиздавалось в Брюсселе в 1976 г. Это — основной учебник для воспитателей, на его идеях формировалось мировоззрение украинской молодежи за пределами Украины, то есть в диаспоре. Поэтому мы имеем сегодня щедрые пожертвования диаспоры на развитие Украины, на издание очень нужных нам книг, так как там украинцы воспитываются в любви к христианской вере и к украинству.

Вторая книга, переизданная в Украине в 1997 г., — «Общие методы обучения: Учебник для педагогов». Это — лучшая книга из работ ученого. Впервые он издал ее в 1929 г. в тогдашней столице Украины — Харькове, когда работал профессором и заведующим кафедрой педагогики в Полтавском институте народного образования. А всего перу ученого принадлежит более 60 работ по педагогике, психологии, философии, социологии и др. областям знания.

Раздумывая над будущим новой украинской школы и новыми методами обучения в ней, Г. Ващенко за поисками ответа на вопрос обращается к мировой истории педагогических систем. Он противопоставляет две системы образования, обучения и воспитания: авторитарную систему и теорию свободного воспитания. Задачу умственного воспитания украинской молодежи он объединяет с историей школы, образования и педагогики в Украине, анализирует современные ему и будущие (то есть современные для нас) проблемы украинского образования, широко использует лучшие достижения мировой педагогики, философии, психологии. Он любит разнообразные исторические экскурсы, называет многочисленные имена историков образования, искусства, литературы, педагогики, анализирует их произведения, сопоставляет взгляды. Особенно часто черты характера украинцев, особенности мировосприятия он иллюстрирует примерами из произведений Гоголя, поскольку он хорошо понимал, что через творчество Гоголя мир познавал Украину, нашу духовность, что его произведения отражают душу украинского народа, его положительные и отрицательные черты. Приведу несколько примеров конкретных советов в книге «Общие методы обучения».

«Если мы хотим, чтобы наша молодежь, заканчивая общеобразовательную школу, имела более или менее очерченное мировоззрение, целесообразно ввести в учебный план школы хотя бы элементы философии». В учебных планах общеобразовательной школы заметное место должен занять родной язык — как «один из самых дорогих сокровищ народа». «Современные сложные обстоятельства жизни украинского народа, — пишет ученый, — требуют... от простого украинца высокого национального сознания, знания истории своего народа, его традиций, его достижений в области духовной и материальной культуры, литературы, искусства и техники».

Ващенко основой своего учения считал христианскую религию, национальные традиции и общеевропейскую культуру. Поэтому он советует руководителям учебных заведений: «...борясь за идеалистически-христианск>ое мировоззрение... надо особое внимание обратить на преподавание религии в школе».

Причину психического упадка украинского народа ученый усматривал в отсутствии высокой объединяющей идеи, то есть государственной идеи. Он понимал, что «политическая неволя сковала украинский народ, и он, как орел, оказался в клетке и не может расправить крылья». Но в годы освободительной борьбы высокий патриотизм и мужество проявляли простые крестьяне и рабочие. В 1917—1922 гг. отмечены большим подъемом патриотизма украинцев, которые боролись за свое государство. «Мужество героев Крут и Базара, легендарное мужество героев УПА, — отмечает Ващенко, — не уступают мужеству запорожских казаков. Слава о них ширится по всему миру. Пробудила к героической борьбе народные массы идея свободной независимой Украины». Эти примеры являются залогом того, что героизм возродится вместе с национальным сознанием. В разделе книги «Воспитательный идеал» «Психические свойства украинцев и причины наших неудач» Г. Ващенко пишет: «Обманом попав в политическую зависимость от Московщины, украинцы стали ее учителями в области духовной культуры. Они основали на Московщине высокие школы и были в них первыми учителями. Они заняли в Московщине подавляющее большинство епископских кафедр, лидировали в русской литературе и искусстве и имели большое влияние на формирование русского литературного языка. Короче, с русскими произошло то, что произошло с римлянами, когда они овладели Грецией. Греки, оказавшись под властью Рима, стали вождями и законодателями в области римской науки, литературы и искусства». Профессор называет украинцев народом-аристократом и обосновывает это так: «Исторические условия жизни украинского народа издавна сложились так, что народные массы должны были играть в нем активную роль и всегда были инициативными. Украинский земледелец, особенно на восточных и южных землях, должен был ежеминутно быть готовым к борьбе с кочевниками... В XV—XVII вв. борьба с кочевниками сменилась борьбой с татарами и поляками... В таких условиях украинцы привыкли уважать себя, в них воспитывалась любовь к свободе и независимости. Для них не имело значения внешнее положение человека, его происхождение, служебное положение и т.д. Они могли повиноваться воле лишь такого человека, которого они уважали за его высокие духовные качества, за мужество, отвагу и мудрость».

Воспитательный идеал отражается не только в педагогике, но и в обычаях народа, его песнях, в произведениях писателей. Он приводит десятки убедительных примеров. Украинская духовность отличается высоким идеализмом, уважением к человеку как естеству Богоподобному. «Анализируя особенности украинского интеллекта, — утверждает Ващенко, — мы должны отметить особое развитие способностей к синтетическому мышлению, которое является одной из важнейших условий творчества в области науки и техники, без которого нельзя построить широких обобщающих теорий». На широких пространствах дореволюционной России был единственный оригинальный философ общемирового значения — украинец Григорий Сковорода, аристократ духа из села Чернухи, напоминающий Сократа. Так вот, не в интеллекте и не в наших эмоциональных особенностях надо искать причины тяжелой доли нашей родины. Чужеземцы всегда отмечали аккуратность, вежливость, гостеприимность и высокое моральное состояние украинцев. Вся история украинского народа свидетельствует о рыцарском мужестве. Обращает на себя внимание высокий уровень половой морали украинской молодежи. Ващенко пишет: «Матриархальная форма общественной жизни, мирный характер земледельческого труда, тонкость эмоций, природная интеллигентность благотворно влияли и на формы бракосочетания. У многих народов в доисторические времена, у охотников и пастухов, формой бракосочетания было «умыкание» девушек или покупка их... На Украине молодые люди, как правило, вступали в брак по взаимному согласию... семейная жизнь имела в себе много высоких духовных элементов, а не сводилась к моментам физиологическим и поиску средств к существованию. Любовь приобретала высокие моральные черты. Преимущество в ней духовных элементов над физиологическими, духовный аристократизм вели к сдержанности в половых отношениях... Сдержанности соответствует другая высокая моральная черта — верность в любви и в семейной жизни». Так обосновывает ученый роль семьи в воспитании украинских патриотов, чего, к сожалению, не имеем сегодня. Ведь люди старшего поколения ностальгируют по СССР в то время, как значительная часть старшеклассников и студентов через интернет получают знания о нашей героической истории, так как школа и высокие чиновники нередко препятствуют этому (2 апреля, например, активисты «Просвіти» не смогли развернуть в библиотеке г. Ильичевск даже на 1,5 часа выставку «УПА. История непокоренных», подготовленную по материалам недавно открытых архивов СБУ).

Родом Ващенко с Полтавщины, из семьи потомков казаков. Родился он 23 апреля 1878 года, а умер 2 мая 1967 г. в эмиграции, в Мюнхене. Готовился стать священником, учился в Роменской духовной школе, в Полтавской духовной семинарии, а в 1903 г. закончил Московскую духовную академию, но священником не стал, «так как был разочарован поведением духовных лиц и профессоров и студентов, которое было далеко от христианских норм». Так утверждает его ученик — магистр из Брюсселя Омелян Коваль в предисловии к полтавскому изданию «Воспитательного идеала». В 1903-1916 гг. учительствовал в низших и средних школах Российской империи. Он был очень активной творческой личностью. В 1905 г. опубликовал в газете «Полтавщина» статью о расстреле жандармами участников крестьянского восстания в селе Бердянка. Должен был бежать от преследований в Тивин, что возле Петербурга. В период Освободительной борьбы за Украину (1917—1920 гг.) вернулся и организовал переподготовку учителей для обучения на украинском языке, написал ряд статей, в том числе — «Проект системы образования в самостоятельной Украине». В 1921—1933 гг. руководил в Беликах под Полтавой подготовкой учителей для украинских народных школ, а с 1925 года в Полтавском институте народного образования возглавлял лабораторию социального воспитания, которая занималась исследованием детского коллектива на принципах педологии, то есть с учетом генетики и психологии (то, что сегодня мы называем индивидуальным подходом). Дело в том, что еще в начале педагогической работы Ващенко увлекся работами врача-психолога Петра Лесгафта, стал основательно изучать психологию и прекратил собственную литературную деятельность, хотя критика на его прозаические и драматургические произведения давала положительные отклики.

В это время он познакомился с Антоном Макаренко, а также с жизнью детской колонии в селе Ковалевка, которой тот руководил. Сам Ващенко свои педагогические идеи воплощал в школе села Шведская Могила, которой руководил. (О своем опыте и трагической судьбе этой школы он расскажет в очерке «История одной школы», написанном в эмиграции.) Школу он рассматривал как детский коллектив, который имеет общие интересы, свою общественную жизнь.

В системе трудового воспитания и укрепления коллектива оба украинских педагога — Ващенко и Макаренко — были единомышленниками. Но в отношении духовного воспитания стояли на противоположных позициях. Основой своего учения Ващенко, как уже отмечалось, считал христианскую религию, Макаренко же исповедовал материализм.

С 1926 г. Ващенко — профессор и заведующий кафедрой педагогики. В 1933 г. Сталин положил конец украинизации, нарком образования Николай Скрипник покончил жизнь самоубийством, а Ващенко уволили с работы как «врага народа» и «буржуазного националиста». Он знал, чем это могло кончиться, так как в 1919 г. арестовывался дважды: в августе — деникинцами, а в декабре — большевиками. Чтобы избежать ареста и сохранить жизнь, он уезжает за пределы Украины и с 1936 по 1940 г. работает в Сталинградском пединституте. В 1940 г. его снова пригласили на должность профессора в Полтавский институт, где он работал и во время Второй мировой войны. Хорошо сознавая, чем для него может закончиться пребывание на оккупированной немцами территории, он выехал с семьей на этот раз в Мюнхен, то есть в американскую зону Германии. В 1945 г. занял должность профессора педагогики в переведенном из Праги Украинском Свободном Университете, впоследствии возглавил кафедру, а в 1950 г. стал ректором Украинской Богословской Академии.

Недавно газета «Україна Молода» (20.03.09 г.) сообщала о приезде в Харьков Шалвы Аминошвили, доктора психологических наук, заведующего лабораторией гуманной педагогики Московского городского педагогического университета и основателя Международного центра «Гуманной педагогики», который имеет десять филиалов в Украине. Его взгляды на воспитание детей, на необходимость религиозного воспитания в школе, на то, как создать в человеке Человека, совпадают с учением профессора Ващенко. Аминошвили обеспокоен, что школьные программы не развивают в учениках чувства любопытства и даже притупляют чувство удивления. Он предлагает духовный постулат: «...душа наша — действительно бессмертная сущность, которая стремится к усовершенствованию... Помните, Христос говорил: «Будьте совершенными, как Отец наш небесный»? То есть старайтесь стать Боголюдьми. Это в вашей воле. В нас заложено это устремление и такой подъем». Как и Ващенко, Аминошвили убежден, что мировоззрение должно формировать школа. А без этого оно стихийное. То есть человек не познает главного. Единственное, чего не хватает в этом интервью, — это утверждения Ващенко, что педагогическая система должна строиться на национальной основе. Очень жаль, что журналистка ни словом не упомянула нашего отечественного великого педагога, наверно не знает о нем. Но пусть от грузина через Москву, лишь бы только шел свет к нашим педагогам.

Чтобы воспитать украинцев, которые в своей деятельности будут руководствоваться делом, а не личной наживой, необходима национальная концепция обучения и воспитания. Основу для нее создал Григорий Ващенко — Великий Украинец, великий труженик на педагогической ниве.

Другие статьи этой полосы:

Коментарии читателей:

Категория: Новости | Просмотров: 203 | Добавил: fatint | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Категории раздела
Інші рецепти [45]
Випічка [81]
Випечка [2]
Выпечка [6]
Гарніри [9]
Гарячі закуски [27]
Горячие закуски [3]
Десерти [27]
Десерты [5]
Другие рецепты [5]
Напої і коктейлі [14]
Основні блюда [92]
Основные блюда [9]
Салати [73]
Салаты [9]
Соуси-діпи-марінади [5]
Супи [17]
Супы [4]
Холодні закуски [23]
Холодные закуски [3]
консервуючи самі [3]
Новости [87]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Севастополь церковные трассы магазины.
  • Copyright MyCorp © 2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz